Александр Земцов
Что такое автоматизация бизнеса и нужна ли она? Особенно в условиях кризиса..
Автор: Александр Земцов   Тема открыта: 01.08.2009 02:58
На первый взгляд вопрос кажется излишним. Однако собственный опыт разработки, продвижения на рынке и внедрений ERP NOVA у клиентов компании АЗСофт привел к выводу, что хорошо бы определится по этому вопросу именно в России.
А какие собственно мысли имеются?
А вот какие.
Первое, само слово автоматизация мне не нравится. Автоматизировать можно крекинг-процесс, работу станка, есть в конце концов промышленные роботы. Применительно к бизнесу, на мой взгляд, правильно было бы говорить об организации учета с помощью информационных технологий. Однако в ходу именно слово автоматизация в различных сочетаниях, например, автоматизация торговли, автоматизация оптовой торговли, автоматизация управления предприятием и т.д. Терминологию я не буду оспаривать, казалось бы, ну нравится людям так говорить, ну и ладно. Но на практике с этим связана немалая проблема, причем живет она уже десятилетиями. Выглядит она так: если в ERP мало что выполняется автоматически, то такая система плохая. При этом реальные люди в бизнесе так рассуждают, в то время как у них учет бизнеса ведется в EXCEL. Вот дескать если бы все это она, система, делала бы самостоятельно, тогда да, это будет хорошо.
С этой проблемой смыкается другая, но родственная. Более продвинутые бизнесмены проявляют поистине безграничную заботу об автоматизации труда собственных менеджеров по продажам, при этом фактически в это же время владелец бизнеса даже точно не знает каковы результаты его бизнеса, может мы уже банкроты, а может денег немерено. Но это незнание не волнует, а вот как выглядит экран функционала менеджера, сколько там кнопок и как они расположены, да сколько нажатий на клавиатуру придется производить менеджеру, очень волнует. Если не понравится, система плоха, нет, не пойдет.
Конечно, в настоящих заметках привожу крайние примеры, но они есть, это из моей практики, вот, что печалит.
Думаю, что эти российские особенности, впрочем, за рубежом ERP не внедрял, не знаю, вызваны тем, что информационные технологии в бизнесе появились впервые не в нашей стране, а у нас стали прививаться искусственно. Нет осознанной потребности в том, что разработано за рубежом в результате большей истории развития бизнеса. Плакать по этому поводу не нужно, но, думаю, нужно пробовать и пробовать разъяснять. Конечно, функционал ERP должен быть интуитивно понятным, минимизировать рутину, подсказывать, помогать, прогнозировать, планировать и т.д. Но самое важное для чего нужна ERP – она должна либо давать ответы на вопросы по состоянию бизнеса, его развитию и перспективах этого развития, либо в худшем случае помогать эти ответы получить. А отсюда и первоочередные требования к функционалу, он должен обеспечить рациональным образом учет всех тех данных, только на основе которых и могут быть сформированы ответы.
Второе. Мы сделали предположение, что автоматизация бизнеса – это учет с помощью информационных технологий. Моя практика свидетельствует, что если мы с клиентом согласны по этому вопросу, это еще не все. На этом более продвинутом уровне иногда просто теряются конкретные цели, для чего нужно покупать ERP. Потенциальный клиент может сгенерировать такие пожелания, на которые никакой фантазии казалось бы не хватит. Я бы большой беды в этом не видел, если бы был уверен в том, что клиенту это действительно нужно. Ну а действительность еще богаче. Разработанная АЗСофт ERP NOVA (подробно http://www.azsoft.ru) содержит только тот функционал, который востребован или был дополнительно заказан нашими клиентами. И наша практика показывает следующее: если один клиент доказывал нам, что без этого функционала он вообще не может работать, то другой реальный клиент именно к этому абсолютно равнодушен. Даже больше скажу, в нашей практике были случаи, когда клиент нам доказал необходимость какой-то доработки, мы ее сделали, он ее оплатил, и он же ее не использует.
Что с этой проблемой делать?
На мой взгляд решение в том, что при автоматизации бизнеса нужно ставить конкретные, внятные, достижимые основный цели, например, не просто нужна автоматизация бизнеса, а нужно в результате автоматизации получить достоверный учет. Или оперативный учет. Или необходимо, чтобы отчет о результатах бизнеса формировался системой по запросу в готовом виде без дополнительной обработки человеком. Или необходима оперативная консолидация отчетов по филиалам. Моя практика показывает, что в этом случае внедрение особенно успешно.
Третье. Сейчас, во время кризиса, нужна эта автоматизация?
Этот вопрос потруднее первых двух проблем.
Труднее потому, что во всем мире во время кризиса производят сокращение ИТ бюджетов. Это данность, это народная мудрость. Но у монетки то есть и другая сторона. Полагаю, что опять-таки в России есть свои особенности. Если за рубежом, имею в виду развитые страны, бизнес автоматизирован, т.е. внедрены информационные технологии учета и сокращается бюджет на их модернизацию, то в России опасаюсь более кардинальных решений типа отказа от автоматизации вообще. А проблема в том, что именно во время кризиса еще более остро необходимо получать ответы на вопросы о состоянии бизнеса, а кто на них будет отвечать, бухгалтер с помощью 1С? Это вряд ли.
Тогда совсем не парадоксален ответ на этот третий вопрос, что в России во время кризиса автоматизация еще более необходима.
добавить свой ответ 
Ответы (5)
Сергей Кручинецкий
Для того, чтобы цели покупки ERP не потерялись, внедрение должно начинаться с разработки функционального проекта. Описание методики функционального проектирования ИС можно почитать по ссылке http://piter-consult.ru/home/Articles/it-managment-articles/Consulting-stage-information-system-adjustment.html
Нюргусун Стеблина
Нюргусун Стеблина   25.09.2009 05:51
Да любой грамотный управленец понимает, что именно во время кризиса автоматизация нужна.

Вопрос в другом. Что автоматизировать?
Если автоматизировать учет так, чтобы отдел продаж увеличил свои обороты, то это просто супервостребовано.

И еще вопрос цены внедрения ERP- в связи с кризисом это многим не по карману!
Сергей Кручинецкий
Вопрос нехватки денег - это вопрос приоритетов. Если задача повышения эффективности бизнеса имеет низкий приоритет, на неё всегда будет не хватать денег. Только перспективы у такого бизнеса нет.
Артем Самсонов
Артем Самсонов   28.09.2009 01:14
конечно нужна, даже не обсуждается.
Григорий Могильников
Для того, чтобы повысить и грамотно управлять эффективностью бизнеса (не только рентабельностью активов и капитала, стоимостью компании, но и эффективностью бизнес-процессов, их оптимизацией, а возможно и реинжинирингом, адекватной системой контроллинга, координирующей все системы менеджмента и учетно-аналитическую работу в организации) необходимо внедрение BPM-систем (Business Perfomance Management). И это не только традиционные ключевые показатели эффективности (KPI) или сбалансированная система показателей (BSC), но и целый ряд управленческих процедур плюс платформа бизнес-аналитики (BI - Business Intelligence). Так вот традиционные ERP-системы (Enterprise Resource Planning), выросшие из традиционных для западной экономики да и советского народного хозяйства систем производственного планирования, не могут обеспечивать грамотное управление эффективностью бизнеса, ну если только в малом бизнесе. В крупных корпоративных структурах за это отвечают BPM-системы, которые являются надстоящими над ERP-системами, которые (если не внедрена и должным образом не автоматизирована СМК) в свою очередь являются КИС более высокого уровня, чем КИС классов MRP, MRP-II, CRM, SCM, HRM, ECM, BPMS и др. По крайней мере наиболее часто внедреямое на малых и средних предприятиях инструментальное средство ERP - программные комплексы 1С: Управление производственным предприятием 8, Управление небольшой фирмой 8, Управление торговлей 8 - при организации управленческого учета, бюджетирования, финансового и производственного планирования, анализа "план-факт" и соответсвующего контроля, не внедряет серьёзных стратегических решений. Поэтому для малого бизнеса необходимо эффективно управлять текущей деятельностью и иметь проработанную стратегию развития. В крупных корпоративных структурах, где стратегический менеджмент достаточно сложен и чётко делегированы полномочия между соответствующими структурными подразделениями, для текущего и оперативного управления необходимы ERP-системы и BPM-системы в целях оптимизации стратегического и корпоративного управления (здесь объектами являются эффективность бизнеса в широком смысле, бизнес-процессы, организационная структура, организационные изменения, финансовое состояние и финансовые результаты, стоимость компании, а индикатором эффективности - сбалансированная система показателей, стандарты корпоративного управления, экономическая обоснованность дивидендной политики).
Поэтому с точки зрения внедрения КИС и автоматизации отдельных функций, проектов и бизнес-процессов, очень важно разграничивать понятия эффективности организации и управления финансово-хозяйственной деятельностью (операционной, финансовой, инвестиционной) и эффективности бизнеса (крупного) в целом, где объединяются в холдинговые и иные структуры ряд средних и малых предприятий и организаций.
Ваш ответ:
Бесплатные консультации по продвижению бизнеса в сети: