Главная >> Публикации >> Покупка и продажа бизнеса >> Процесс приобретения бизнеса (03.02.2012)

Процесс покупки бизнеса без лишнего пафоса можно назвать искусством. Если речь идет об инвесторах, которые ставят перед собой приобретение предприятий среднего и малого бизнеса, то их можно разделить на четыре основные группы. Классификация инвесторов по категориям зависит от поставленных целей и путей их достижения. Итак, инвесторы, желающие приобрести компании среднего и малого бизнеса, делятся на следующие группы:
•    профильные участники рынка;
•    условно, «физические лица»;
•    спекулянты;
•    иностранные инвесторы.
Профильные участники рынка – это наиболее многочисленная и мощная группа инвесторов, которая прекрасно ориентируется в реалиях российского рынка. Цель этой группы инвесторов проста и понятна – повысить привлекательность и увеличить стоимости своего бизнеса с целью привлечения более крупных инвесторов. Этот процесс по сути бесконечный. Привлечение более крупных инвесторов способствует развитию производства, повышает стоимость бизнеса, что в свою очередь делает компанию привлекательной для еще более крупных инвесторов.
    Для того чтобы дать объяснения категории «условно физические лица», приведем простой пример. Допустим, где-то на просторах Сибири предприниматель построил большую лесопромышленную компанию. Этот предприниматель со временем планирует отойти от непосредственного управления и переехать в Москву, но предпринимателем после такого шага он не перестает быть. Просто есть понимание, что возможностей для полноценного освоения ресурсов даже у самой большой компании попросту не хватит. В этом случае идеальным решением будет найти в этом регионе небольшую компании и приобрести ее.
    Группа спекулятнов действует по простой схеме «купи-продай». Инвесторы приобретают компанию с высоким потенциалом развития, на протяжении нескольких лет вкладывают деньги в ее развитие, помогая в привлечении инвесторов, раскрутке бренда и т.д. После того, как компания вышла на более качественный уровень (года через два-три), инвесторы спекулянты перепродают эту компанию более крупным участникам рынка, но уже  за другие деньги.
    Существует мнение, что иностранным инвесторам выгоднее приобретать большие компании. Такое мнение ошибочно. Потому что большие компании стоят больших денег, в то время как иностранным компаниям, чтобы заявить о себе на российском рынке, достаточно приобрести среднюю по размерам российскую компанию и вкладывать деньги в ее развитие.