Главная >> Публикации >> Франчайзинг >> Франчайзинг: советы юриста (03.02.2012)

    Для начала стоит дать определение понятию «франчайзинг». Франчайзинг – это отдельная форма маркетинговой политики (распределения товаров), когда основная компания (родительская) предоставляет индивидууму или другой (дочерней, посторонней) компании франшизу (привилегию) создавать бизнес в четко предписанной форме. Франшиза выдается на определенный срок с указанием места проведения бизнеса. Франшиза (пер. с французского) означает «привилегия» или «льгота».
    Впервые франшиза появилась в XIX веке в США, после чего получила распространение по всему миру. Основное значение франшизы заключалось в следующем: распространить влияние известных торговых марок, крупных компаний производителей, обслуживающих компаний и других коммерческих структур на те области экономики, где действие дочерних компаний признавалось нерентабельным.
    На территории Российской Федерации франчайзинг используется в большей степени иностранными предпринимателями и называется «коммерческая концессия». Договор в таком случае составляется на основании п.2 ст. 1027, ст. 1030, п.2 ст. 1031, ст. 1032 ГК РФ. В этом случае пользователь, как правило, выступает в роли продавца (или производителя) товаров (услуг, работ), а договор коммерческой концессии служит в качестве сопровождения процесса производства (торговли, оказания услуг). Пользователь получает индивидуальные права на производство (продажу) уникальных товаров, а правообладатель расширяет сеть сбыта.
1.    Обязанности правообладателя:
- обеспечение процесса передачи пользователю полного комплекса исключительных прав в соответствии с договором: коммерческая и техническая документация в полном объеме; проведение полного инструктажа пользователя и персонала в вопросах реализации полученных вследствие договора прав;
- обеспечение регистрации договора коммерческой концессии;
- постоянное консультирование пользователя в технических вопросах.
- контроль качества товаров (услуг, работ), производимых пользователем в соответствии с договором.
2.    Обязанности пользователя:
- реализация  комплекса полученных исключительных прав в соответствии с договором коммерческой концессии;
- своевременная выплата правообладателю суммы вознаграждения;
- обеспечение должного уровня качества производимых товаров (услуг, работ);
- оказание покупателю всего комплекса основных и дополнительных услуг, предусмотренных в договоре.