Главная >> Публикации >> Бизнес идеи >> Малый бизнес: спасение — в планировании по советскому образцу?.. (01.12.2014)

Общество буквально взорвало в конце ноября 2014 года одобрение Советом Федерации поправок в Налоговый кодекс, по которым с торговых предприятий малого и среднего бизнеса с 2015 года станут взымать торговые сборы в размере от 6 тысяч до 600 тысяч рублей в квартал. И хотя торговые сборы начнутся только с 1 июля 2015 года и только в Севастополе, Петербурге и Москве — прецедент создан. Нам слишком хорошо известно, что в России «дурной пример заразителен», а если он окажется выгодным и бюджету (крупным игрокам он выгоден по определению), то велика вероятность, что скоро в правительстве «протолкнут» и другие города/регионы, и другие отрасли.

 

Но пока малый бизнес работает, обеспечивая занятость и горожан, и сельских жителей, для которых стал настоящим спасением. В 2013 году в Самаре предприятиями малого и среднего бизнеса создано 2 567 рабочих мест. Те, кто ищет работу на сайте samara.rabotavgorode.ru, часто подучают её от работодателей именно этого сектора экономики, становясь бухгалтерами, программистами, парикмахерами, кондитерами, столярами в компаниях и на производствах «малых» бизнесменов-предпринимателей.

 

Однако, как считает Анатолий Волошин — почётный гражданин Тольятти, банкир, экономический и социальный потенциал малого бизнеса не раскрыт даже наполовину. Беда в том, что зачастую предприниматели не имеют возможности выгодно и гарантированно продать свою продукцию, не получают поддержки ни государства, ни банков. Выход Волошин видит в возвращении подобия советской системы планирования, регулируемой цепочкой «от губернатора — к правительству — министрам — банкам — малому и среднему бизнесу». В ней инициатива идёт в большей части не снизу, а сверху: министерства смотрят, сколько, к примеру, в их области перерабатывающих хозяйств, в чём нуждается область, и через банки проводят кредитование тех предпринимателей, которые захотят участвовать в предлагаемом проекте, гарантированно выкупая у них продукцию. Такая схема в короткое время помогла бы решить некоторые проблемы импортозамещения продуктов, других товаров, не требующих капитального перевооружения производства.

 

Волошин считает, что такая система могла бы эффективно работать и для нескольких областей, и даже на уровне государства. Например, объединяется производство овощей в один кластер, и, если вдруг где-то много, а где-то мало, продукция перенаправляется: и потребителю хорошо, и предпринимателю — он точно знает, что не останется без денег, труд его не пропадёт.

 

А далее — расширение производств, создание новых, значит — создание рабочих мест. В 2015 году они станут востребованы значительно больше, чем в уходящем: увы, но кризис уже проявляет себя. И пока те, кто освобождается, имеют больше шансов найти работу на портале по её поиску, чем обращаясь в службы занятости или непосредственно на предприятия. Нередко вместе с работой люди меняют и место жительства, и регион теряет хороших специалистов, действительно желающих работать. Волошин приводит пример того, как он сам на деле реализовал то, о чём рассказывает. Он создал компанию по сбыту и хранению овощей, собрал фермеров и спросил, что им нужно, чтобы давать много качественной продукции, организовал льготное кредитование. Цепочка, хоть и в урезанном виде, заработала. Банкир говорит, что, подключись к ней министр сельского хозяйства, результат был бы намного более впечатляющим.

 

Остаётся надеется, что сами банки обратят внимание на средний и малый бизнес, пока государство… ничего не делает.