Главная >> Публикации >> Безопасность финансов >> Регистрация товарного знака (21.11.2013)

Правовая охрана торговой марки или товарного знака в России осуществляется на основании документов и государственной регистрации. Отношения, которые возникают в связи с использованием товарных знаков, регулируются Гражданским кодексом РФ.

На сегодняшний день, регистрация товарного знака включает прохождение следующих этапов:

1) Составление заявления о регистрации товарного знака, с указанием данных заявителя.

2) Описание торговой марки, перечень предоставляемой продукции, сгруппированной по классам, согласно Международной классификации товаров.

К заявке необходимо приложить документ, который подтверждает уплату пошлины, устав коллективного знака, свидетельство о регистрации ПБОЮЛ, в случае, если знак был зарегистрирован на физическое лицо.

Для остановки коллизий с ранее зарегистрированными торговыми марками необходимо провести процедуру предварительного поиска сходных, тождественных заявок. Первичная проверка проводится бесплатно по базам Роспатента. Расширенный поиск осуществляется за отдельную плату в Патентном ведомстве Российской Федерации.

При создании торгового знака необходимо учитывать определенные ограничения. Торговая марка должна соответствовать требованиям законодательства, в дальнейшем это облегчит предприятию процесс регистрации своего главного обозначения на рынке. Закон гласит, что знак может состоять из нескольких или одного рисунка, цифр, букв, подписей, эмблем, цветовых комбинаций. При этом имеются ограничения, которые необходимо учитывать при создании знака. Итак, знак не может состоять из одних только изображений и слов, которые:

- обозначают товары определенного класса, например, «газировка»;

- являются общепринятыми терминами и символами (чаща со змеёй для медицины или красный крест);

- характеризуют товары по месту, способу и времени производства;

- указывают на качество и вид продукции (нельзя использовать слова «супер», «самый лучший»);

- представляют собой форму продукции, которая определяется строго их назначением (нельзя регистрировать товарный знак в форме кинескопа, если компания занимается их изготовлением, так как их форма обусловлена техническими характеристиками).

После регистрации товарного знака проводится его экспертиза. Сроки экспертизы по интеллектуальной собственности не регламентируются.

Право на торговую марку могут передаваться по лицензионному договору. Данный документ должен быть зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, в противном случае договор будет признан недействительным. Лицензионный договор предусматривает передачу неисключительных и исключительных прав.